Елена Сероштан. Без экономики не обойтись!

Елена Сероштан. Без экономики не обойтись! Next item Денис Логинов. Верить в...

Елена Сероштан. Без экономики не обойтись!

Со своим ярким характером и харизмой, она могла бы в кино играть императрицу. Но выбрала быть экономистом. Мы с Еленой встречались на разных предприятиях лесной отрасли. Про таких специалистов говорят — она на своем месте. Главное, что ей чрезвычайно интересно то, что она делает. Это чувствуется, когда разговариваешь об экономике компании.

В каком возрасте надо выбирать профессию, что значит бюджет для предприятия, …читайте в интервью с начальником управления экономики АО «Краслесинвест» Еленой Сероштан.

Елена, такой вопрос дилетанта — зачем предприятию экономист?

Я считаю, что без экономики в современном мире не обойтись. Мы должны понимать во сколько нам обходится производство нашей продукции. В случае Краслесинвеста цена формируется не по классической схеме: все издержки, плюс затраты на доставку, плюс рентабельность и равно цена, как нас учат в институтах экономики. В нашем случае цену реализации нам диктует рынок, спрос наших покупателей. Поэтому иногда бывает так, что цена на какую-то нашу продукцию получается меньше, чем себестоимость. Соответственно экономист должен знать из чего себестоимость складывается, где есть какие-то резервы, которые можно перераспределить, чтобы сделать ее ниже цены. Без экономики на предприятии наступит хаос.

Отсюда идет формирование всех планов работы?

Конечно. Сначала каждое подразделение на своем уровне формирует свои планы: лесозаготовительное, лесопильное и у нас есть еще третий технологический передел – это строгание и производство погонажа.

Далее все планы должны быть взаимоувязаны. Соответственно, сотрудники управления лесообеспечения не могут так просто приехать в лес и сами решить – здесь рубим это дерево, а там то. Они должны запланировать и объемы, и породный состав, и диаметры, и лесничества, в которых будут работать и многое другое. Например, в нашей лесной базе произрастает определенный процент сосны и лиственницы. По проекту освоения лесов мы имеем право в каких-то делянах брать одно или другое. Также накладывается наличие лесной инфраструктуры (дороги для последующей вывозки леса), сроки примыкания. Исходя из этого составляется сортиментная программа. Далее лесопильное производство берет эти данные и раскручивает свой план – стокнотную программу (программа выпуска пиломатериалов), то есть определяет, какую продукцию из этого сырья они могут напилить.

Елена Сероштан. Без экономики не обойтись!, изображение №2

Как и лесозаготовители они взаимосвязаны также и с коммерсантами, которые в последующем будут эту продукцию продавать. А перед этим изучают рынки сбыта и спрос. И как только сформированы планы, подключаются экономисты. Они рассчитывают необходимые затраты на выпуск продукции, консолидируют все входящие данные и формируют большой глобальный план предприятия – так называемый бюджет. Это взаимосвязь всех доходов и расходов предприятия. Он состоит из множества планов. Это и производственная программа, план продаж продукции, бюджет доходов и расходов, движения денежных средств, инвестиционный бюджет и т.п.

А насколько автоматизирована ваша работа?

На сегодняшний день мы формируем бюджет в Exelle. Одно время пытались изучить возможности 1 С, рассматривали, как основную платформу. Но пока наше предприятие достаточно молодое, лесопильное производство работает всего 5 лет. Поэтому в течение этих лет мы нарабатываем опыт, материал, с которым уже можно работать. И, я думаю, в принципе пришло время переносить это на платформу, где все будет происходить автоматически.

Как вам удается все учесть, ведь вводных очень много. Десятки тысяч различных процессов и действий, обслуживающих основное производство.

Изначально, когда мы начинали формировать бюджеты, я старалась в каждом подразделении взять максимум информации. Чтобы понимать насколько один показатель будет влиять на другой. Мы какое-то время нарабатывали статистику, проводили анализ потребления материалов, выходов продукции, расход сырья и т.д.

Елена Сероштан. Без экономики не обойтись!, изображение №3

Когда запустили лесопильное оборудование, никто не знал досконально сколько чего нужно. Например, режущего инструмента, заточного инструмента, упаковочных материалов, маркировки, антисептиков и т.п. На лесоперерабатывающем предприятии, где сырье для производства пиломатериалов заготавливается собственными силами, а не закупается, существует много факторов, которые влияют на себестоимость продукции. Это географические и погодные условия, которые сложно спрогнозировать, расстояния вывозки сырья, квалификация персонала и многое другое.

Конечно у меня имелся опыт работы на других лесных предприятиях, например, на Лесосибирском ЛДК №1. До него я также работала на предприятиях лесной промышленности. Но когда я только начинала свою трудовую деятельность была другая технология заготовки, и совершенно другие машины, и оборудование. Я помню в начале 2000-х годов на заготовке работали трелевочные машины советского производства ЛТ-19, сучкорезные машины ЛП 30, какие-то смешные тракторишки, лес в хлыстах вывозили на КРАЗах. В конце 90-х ситуация была сложная, собственники не старались вкладывать деньги в то, чего не понимали — будет развиваться или нет. Это был совершенно другой процесс бюджетирования.

Сейчас у нас техника и технология совершенно другие. Сегодня каждое предприятие уникально по географии, составу оборудования, требованиям к условиям труда и т.д. Но ничего не стоит на месте, все развивается. Могу сказать, что опыт бюджетирования в новых условиях мы уже имеем, понимаем тенденции.

А такие факторы как рост цены на нефть …. сильно влияют?

Напрямую не влияют. Опосредованно, да, так как увеличивается закупочная цена. Это далее сказывается на росте себестоимости. Но мы все планируем при бюджетировании, поэтому здесь ничего неожиданного не бывает.

Какие качества должны быть у человека такой профессии – экономист?

В первую очередь, наверное, внимательность, потому что, если какие-то моменты не учесть, они потом могут сильно сказаться на результате. Это обязательно умение консолидировать всю информацию, которая поступает. Умение ее обработать и вычленить нужное.

Предприятие у нас большое, подразделений много, а бюджетирование мы ведем так, чтобы оно было прозрачно по технологическим переделам, по процессам внутри каждого передела, по подразделениям, по статьям затрат. Информации очень большой поток и, когда, некоторые руководители не до конца уверены в своем плане, они присылают несколько вариантов. Экономист должен выбрать. Но это тоже не есть хорошо, ведь экономист не может принять решение за подразделение. Поэтому приходится все просеивать, отсеивать, что-то возвращать на доработку. Много бывает таких нюансов, например, один руководитель напишет такие данные, а другой совсем другие. И они не сходятся между собой. А в общей картинке все вроде бы неплохо смотрится. Но когда начинаешь вглубь смотреть, понимаешь, что это вещи не взаимосвязаны и все нужно отправлять на доработку обратно.

То есть бывает такое, что приходится подразделения друг с другом соединять психологически, примирять?

Все мы, особенно лесники, люди горячие)))) Иногда бывают напряженные моменты, когда руководитель одного подразделения не хочет идти навстречу другому. У всех свои заботы и проблемы, вопросы, которые нужно решать ежедневно и срочно. У кого-то хватает стойкости и гибкости, а кто-то просто не хочет идти навстречу. Это рабочие моменты. Но мы также понимаем, что в любом случае должна быть командная работа, если мы хотим видеть результат. Надо разговаривать, обсуждать, решать. Экономист не то чтобы выступает посредником, но помогает выходить из таких ситуаций.

Елена Сероштан. Без экономики не обойтись!, изображение №4

Возможно ли при этом находиться на удаленке? Если приходится много со всеми общаться?

Прошлый год, конечно, был интересный. Когда объявили карантин, сначала все было непонятно и немного страшно за своих сотрудников. У всех дети, родители. Я как руководитель приняла решение, что мои сотрудники смогут поработать на удаленке. Мы написали очень подробные планы работ для каждого. В какой день кто что делает, куда присылает, с кем согласовывает, где берет информацию. Генеральный директор нас поддержал и когда была основная волна, а потом вторая, мы работали на удаленке. На конечном результате это никак не отразилось. В октябре мы начинали формировать бюджет на следующий год и никаких эксцессов не произошло. Я работаю с моим замом 4-й год, другие сотрудники экономического управления тоже здесь уже год-полтора. Поэтому у нас хорошая взаимосвязь и мы можем общаться удаленно, онлайн. Понимаем друг друга.

Какие достижения считаете самыми главными в своей жизни?

Для меня как для руководителя, это коллектив, мои достижения на работе. Но точно также это и моя семья, мой ребёнок. Если бы у меня не было семьи и ребенка, возможно у меня не было бы таких амбиций и я бы работала простым рабочим. Нам характер от рождения дается, а отношение к жизни формируется годами. То, что я делаю — стремлюсь с профессиональной точки зрения себя совершенствовать, это все не для того, чтобы просто быть выше всех и главнее всех на работе. А чтобы быть также примером для своего сына. Чтобы он смотрел на меня и смог найти себя в жизни. Для меня это многое значит.

А вы посоветовали бы молодым людям идти на эту работу?

Иногда я слышу такое мнение, что бухгалтера и экономисты это одно и тоже. Да мы работаем с цифрами, но наша работа, наверное, это полет фантазии. Не просто взял цифры, разнес и сидишь дальше. Здесь если получаешь отрицательный результат после всех расчетов, начинаешь думать — что сделать, чтобы получить не убыток, а прибыль. Возможно от другого вида работ или выпуска новой продукции.

Наша профессия достаточно творческая. И это не только мое мнение. А всех тех, кому интересно развиваться в профессии. А не просто прийти отработать от звонка до звонка. Поэтому молодому человеку надо в первую очередь понять себя — нужно ли ему это.

Как выбирали профессию?

Может это смешно прозвучит, это случилось в раннем детстве. Мне было лет 5. У меня было два пристрастия – хотела стать балериной, но так как была девочка такая в теле, балерины из меня не вышло. А второе, я хотела стать бухгалтером. Я не знала тогда, что есть профессия экономист. Мне всегда хотелось заниматься цифрами. А потом, когда поняла, что есть определенные нюансы, и можно не просто сидеть и забивать цифры в программу, но дальше с ними работать, анализировать и получать результат – я нашла свою профессию.

Что нужно, чтобы тебя оценили и заметили?

Однозначно, когда мы приходим на работу – всегда хочется, чтобы заметили, похвалили, поставили в пример. Мне кажется это в природе человеческой. Как я оцениваю, например, своих подчиненных. Их достаточно много было. Когда они работают день, два, месяц, я наблюдаю. Если вижу, что им неинтересно – сидят эти цифры туда-сюда переставляют, не понимают сам процесс, не понимают, что они хотят сделать, что хотят на выходе получить… тогда говорю, что это не их профессия.

А иногда приходят пусть даже сразу после института новички, без опыта совсем, начинаешь рассказывать, что ты хочешь… и у них блеск в глазах. Ты понимаешь – да, наверное, из них что-то получится. Когда молодой специалист начинает работать, он ошибается – волнуется, краснеет, бледнеет — сильно переживает за свою работу. И вот тогда да, ты обращаешь внимание и думаешь – с ним надо немного поработать и тогда он будет молодец. Говоришь ему — у тебя вот это не получилось, но ты подумал, нашел причину и переделал — и сейчас у тебя все хорошо. Некоторым не нужно ничего другого. Главное лишний раз похвалить и сказать – да, ты на правильном пути.

И точно также, когда я была молодым специалистом, мне не надо было дополнительной премии или грамоты. Когда руководитель говорил, что я сделала правильно, спасибо, молодец. Мне казалось, что у меня крылья за спиной вырастают. Сейчас у меня подобралась хорошая команда, мой заместитель достаточно грамотный профессионал со здоровыми амбициями. А также ребята специалисты, видно, что любят свою работу, даже если пойдут дальше куда-то, даже не в экономической сфере, но полученный опыт мыслить широко и анализировать факторы, думаю, поможет в дальнейшем развитии.

Какой профессии Вы хотели бы сыну?

У Глеба уже свои предпочтения сложились. Причем точно также, как я, лет с 5 он понял, чего хочет. Он занимается робототехникой, программированием. Изначально собирал конструкторы ЛЕГО и вот на базе конструкторов начал делать роботов, программировать, ездить на соревнования и занимать призовые места.

Елена Сероштан. Без экономики не обойтись!, изображение №5

И я понимаю, что это его. Мы изначально думали с мужем, что он может быть будет строителем или архитектором, ну это нам, наверное, так хотелось. А он сказал, что будет программистом. Они сейчас делают такие проекты как, например, по спасению заложников из заминированных зданий, или, недавно придумывали как роботы могут сортировать мусор. Думаю, если ты понимаешь с малых лет чего ты хочешь, это очень здорово.

За границу не пытались выезжать на ПМЖ, если да, то какая страна Ваша?

В качестве анекдота. Мой муж также работал в лесной отрасли. Как-то уезжали после работы на одном из предприятий — там закончился контракт. Собственники решили его продать. Я мужу говорю – я что-то так устала, давай поедем жить в теплые страны. Все продадим и поедем во Вьетнам или Тайланд. К нам приехали друзья и мы с ними поделились этими планами. Они тоже лесники, и они очень смеялись над нашей идеей. Сын должен был в 1 класс пойти, и они говорят – вы будете люваков во Вьетнаме выращивать, а Глеб будет в школе русский язык преподавать. Посмеялись, конечно. Мы понимаем, что у нас такие профессии, что хотелось бы работать дома. Мне кажется действительно, где родился там и пригодился. Потом мозги встали на место и кроме одного этого раза, больше не думали об этом.

Беседовала Елена Сидякина