Катера, дерево и бронзовые люди ….

Катера, дерево и бронзовые люди …. Previous item Манзенская дамба 12 сезон Next item Красноярский край – точка...

Богучанский район – традиционно лесопромышленная территория, долгие годы здесь находились крупные леспромхозы, обеспечивающие древесиной необъятный Советский Союз. А главной артерией для лесопромышленников была Ангара. Поэтому катера, тянущие за собой многокубовые плоты, на долгие годы стали частью речного пейзажа Приангарья.

Речной флот был особо востребован. Но в один момент все это пропало, союз рухнул…. С каждым годом плотов становилось меньше, речной флот постепенно исчез, а малая вода сделала практически невозможными прежние операции с деревом. Конечно же, не все исчезло: несколько организаций, которые таким традиционным способом отправляют в пункт назначения древесину, остались и работают до сих пор. Но многие еще несколько лет назад думали, что они – “последние из могикан” … Когда компания «Краслесинвест» заявила о том, что открывает свой водный путь, многие сочли это “уткой” и не поверили. Как это возможно? Об этом занятии уж тут и позабыли, да и инфраструктуры тю-тю, не осталось: «Кого-куда-на чем сплавлять собираются пари?*» — говаривали местные. Но решение было принято, и водный путь от Кежемского района до “Краслесинвеста” был «проторен». Расстояние между пунктами — 150 километров. Сегодня такая работа вблизи лесоперерабатывающего комбината уже не удивляет никого.

Расскажем немного о самом процессе. Во-первых, нужно сказать, что это очень ответственный и тяжелый труд большого количества людей. Вода ошибок не прощает, поэтому соблюдение всех норм безопасности здесь на первом месте. Оба пункта транспортировки имеют все необходимое для нормальной работы: оборудован причал, распределены правила отправки и приема, имеется необходимая техника. Самое главное — определен фарватер и подобраны специалисты, которые знают специфику такой работы.

Те, кто работает на воде, всегда выделяются из толпы. Главная отличительная черта – особый цвет кожи лица, загар. Тут он ложится на кожу с двух сторон: напрямую от солнца и от отражения в воде, в зависимости от погодных условий. Поэтому лицо навсегда принимает бронзовый оттенок. Да и характер в такой работе тоже должен быть под стать этому сплаву: твердость, уверенность, дисциплина. В противном случае, не видать успеха. А время для предприятия очень важно. За лето нужно успеть сплавить все накопившееся за зимний период. Работы невпроворот.
В Кежемском районе происходит вязка плотов, которые потом сплавляются по течению Ангары до специально оборудованного для этого причала, называется он рейд -приплава. Движение плота вниз по течению называется — сплотка. Вязка плота происходит вручную, сцепка бревен осуществляется толстой проволокой и такелажным соединением. Далее, судна типа “Ангара” (водомет) и “МБВ” сплавляют плот до пункта назначения, где лес подлежит дальнейшей транспортировке на предприятие. Сплавом занимается “Енисейская сплавная контора”.

Разбор плота — тоже ручная работа. После того, как бревна освобождаются от проволоки и такелажа, их с помощью челюстного погрузчика грузят на лесовозы. Как видите, описать это можно всего парой предложений, однако это долгий и трудоемкий процесс. От загрузки в Кежемском районе на весь цикл уходит примерно четыре-пять дней. За раз на причал предприятия в одном плоту прибывает около 6000 кубометров леса, могли бы и больше, но малая вода осложняет эту задачу. Судовой ход очень мелок, поэтому речникам приходится ловчиться, чтобы без проблем доставить лес. Вода с советских времен “упала” сильно. По словам тех, кто знал этот берег тогда, вода стала ниже более, чем на два метра…

Кстати, у предприятия имеется вся разрешительная документация, которая позволяет пользоваться акваторией на рейде -приплава. В соответствии с требованиями водопользования согласно Водному кодексу РФ и договором водопользования, “Краслесинвестом” разработана программа наблюдений за состоянием водного объекта «участок акватории реки Ангара и его водоохранной зоной», анализ состояния водоохранной зоны и качества воды. Также, запланирован выпуск в Ангару популяции мальков рыб хариуса и осетра. Экологичность деятельности негласно подтверждают ондатры, которых у рейда -приплава замечено немало. Известный факт, эти млекопитающие любят чистую экосреду и не будут селиться в грязных местах. А вблизи рейда их несколько выводов. По словам работников сплава, зверьки настолько привыкли к работам, что почти уже не стесняются людей.

Вообще на рейде приплава “Краслесинвеста” каждый местный житель может увидеть чисто ангарскую картинку, которая долго просматривалась на берегах Ангары в золотое для лесозаготовки района время, когда наши леспромхозы “гремели” на всю страну. Как и сейчас, тогда на реке царили катера, дерево и бронзовые люди… И такая реставрация не может не радовать. На Ангаре знают, будет плот — будет жизнь.

*Паря – обращение к местным, разговорный маркер сильного удивления и вопросительно-риторического окраса.
Авт Сергей Тимошин.
Статья газеты Ангарская правда»